Заказать звонок
Имя*
Телефон*
Время звонка
Сообщение
Аналоги
Время работы: ПН-ПТ 09:00 - 18:00 СБ-ВС 09:00 - 16:00
Каталог товаров

Что такое сажевый фильтр, зачем он нужен?

Сажевый фильтр DPF и FAP: что это и для чего он нужен
Содержание:

1. Что такое сажевый фильтр и его виды?

2. Отличия DPF И FAP

3. Где находится и для чего нужен сажевый фильтр в автомобиле?

4. Устройство и принцип работы сажевого фильтра

5. Какие причины появления сажи?

6. Регенерация сажевого фильтра

7. Симптомы и причины неисправностей сажевого фильтра

8. Срок службы и замена сажевого фильтра

9. Предотвращение засорения фильтра

10. Можно ли удалять сажевый фильтр?


СФ начали применяться в машинах, оснащенных дизельными ДВС, с начала 00-х. Немногим позднее европейские уполномоченные органы обязали производителей оборудовать этими элементами все выпускаемые машины. Сегодня такую фильтрующую деталь можно найти в любом новом авто.

Что такое DPF в автомобиле?

Устройство предназначено для удаления, улавливания пылевидных частиц из отработанных газов дизельных движков (в бензиновых двигателях образуется меньше сажи). Использование этой детали значительно снижает уровень канцерогенности выхлопных выбросов машин.

Сажа образуется ввиду неполного сгорания топлива. Современные фильтрующие устройства способны задержать до 99% пылевидных канцерогенных составляющих отработанных мотором авто газов. Среди типов сажевых фильтров выделяют варианты закрытого типа и с опцией регенерации отфильтровывающего элемента.

Что такое система DPF?

Такие фильтры имеют внутри специальные керамические ячейки с тонким титановым покрытием на стенках. Продуктивность очищения зависит от температуры выхлопных газов.

При выбросе недостаточно нагретого испарения нейтрализация углеродных составов осуществляться не будет. DPF оснащаются датчиками, подающими сигнал при выходе элемента из строя.

Что такое FAP в автомобиле?

Это фильтрующие устройства отличается от DPF наличием опции самоочистки. Если в ДПФ отфильтрованные частицы оседают внутри, то ФАП имеют специальное вещество, полностью удаляющее сажу.

Очищающее покрытие также активируется при значительной температуре. Современные модели FAP оборудуются системой промывки. Она впрыскивает специальный реагент в ходе движения авто. Это дает возможность практически сразу же удалять сажу.

Где находится сажевый фильтр в авто?

Жесткого регламента по месту установки СФ нет. Каждый производитель таких элементов может рекомендовать свой вариант монтажа изделия. Как правило, их устанавливают в магистраль системы отвода выхлопных газов.

Желающим знать, где установлен сажевый фильтр, следует помнить, что часто фильтрующие элементы ставятся вместе с катализаторами. Наиболее распространенным вариантом считается установка детали за выпускным коллектором. Такой способ монтажа обеспечивает высокую температуру нагрева устройства. Это требуется для активизации нейтрализующих сажу составов.

Из чего состоит сажевый фильтр, принцип его действия

Модели различных производителей имеют свои особенности конструкции. Но в классическом варианте фильтрующие изделия строением похожи на катализаторы и состоят из:

  • металлического корпуса, выполненного в форме колбы;

  • ячеистого сердечника (сечение сот – около 1 мм);

  • датчиков (к примеру, температуры выхлопных газов, давления).

Желающим понять принцип работы сажевого фильтра необходимо знать, что на рынке существуют комбинированные модели. В таких изделиях составляющие фильтрующей детали и катализатора находятся в одном модуле.

Причины появления сажи

Чаще всего проблема возникает с движками на дизеле. К причинам неполного сжигания топлива относят:

  • недостаток кислорода в камере сгорания (к примеру, из-за засорения воздушного фильтра);

  • избыточную подачу горючего (например, ввиду сильного износа кулачков распредвала, некорректно отрегулированных зазоров клапанов);

  • несвоевременный впрыск топливной смеси.

При диагностике причин неполного сжигания горючего следует обратить внимание на уровень компрессии в цилиндрах, количество масла, состояние охлаждающей системы.

Регенерация сажевых фильтров DPF, FAP

Как правило, пассивная самоочистка активируется при достижении температуры +500 °C. Но в городском трафике с пробками и частыми остановками на светофорах довольно сложно достичь таких показателей.

Можно добавлять специальные противосажевые средства. Они инициируют выгорание углеродосодержащих частиц при температуре +300 °C. Дополнительно такие присадки предупреждают напластование нагара внутри камеры сгорания движка.

Желающим знать, для чего нужен сажевый фильтр, следует помнить, что некоторые авто оснащены опцией принудительной автоочистки. Функция запускается при фиксации датчиком значительного перепада давления до и после фильтрующего элемента. После срабатывания автомата происходит следующее:

  • подается дополнительная порция топлива для более интенсивного разогрева ДВС;

  • двигатель нагревается до +600 °C;

  • после выгорания сажи дополнительная подача горючего автоматически прекращается.

В некоторых сажевых фильтрах FAP, DPF (автомобилей «Ситроен», «Пежо». «Форд») разогрев осуществляется посредством специальной добавки. Средство подается непосредственно в цилиндр.

Что будет, если забился сажевый фильтр, симптомы неисправностей?

Такая проблема сопровождается изменением свойств выхлопных газов. Дым становится более густым. Белый выхлоп свидетельствует о неисправности катализатора окисления фильтрующего элемента. Также к признакам прихода детали в негодность относят:

  • снижение производительности движка;

  • повышение уровня моторной смазки;

  • наличие сторонних звуков при работе ДВС.

Как правило, затруднения появляются ввиду частого запуска процедуры самоочищения. Авто начинает часто набирать высокие обороты на холостом ходу, увеличивается расход горючего.

Период службы, замена фильтрующего изделия

Желающим узнать, зачем нужна установка нового FAP/DPF, следует помнить, что СФ со временем изнашиваются. Это проявляется в разрушении структуры сот, понижении эффективности регенерации.

Как правило, замена компонента осуществляется каждые 200 тыс. км пробега. При заправке авто некачественным горючим это значение снижается до 100…120 тысяч километров. Но в любом случае фильтры пригодны к эксплуатации даже после полумиллионного километража.

Способы предотвращения засорения сажевого фильтра автомобиля

Чтобы отфильтровывающее изделие служило долго, специалисты разработали ряд рекомендаций. Так, водителям следует:

  • допустить в авто проведение пассивной автоочистки;

  • использовать специальные очищающие добавки;

  • регулярно проверять состояние всех систем движка.

Рекомендуется также контролировать уровень моторного масла, смазочной жидкости трансмиссии.

Можно ли удалять СФ?

Перед принятием такого решения следует взвесить все за и против. К плюсам удаления фильтрующего элемента относят снижение расхода топлива, повышение производительности мотора. Среди минусов выделяют:

  • появление неприятного свиста турбины;

  • невозможность пересечения границ государств Евросоюза;

  • необходимость перепрошивки ЭБУ, что может негативно повлиять на работу других систем авто.

Гарантийное обслуживание, ремонт не распространяются на машины с удаленными фильтрами сажи.