Заказать звонок
Имя*
Телефон*
Время звонка
Сообщение
Аналоги
Время работы: ПН-ПТ 08:00 - 18:30 СБ 08:00 - 16:30
Каталог товаров

Что такое головка блока цилиндров (ГБЦ): принцип работы и назначение

Что такое головка блока цилиндров (ГБЦ): принцип работы и назначение
Содержание:

1. ГБЦ в двигателе авто – что это такое?

2. Устройство и назначение блока цилиндров

3. Типы головок блока цилиндров

4. Материалы головки блока цилиндров

5. Как найти ГБЦ под капотом авто?

6. Признаки неисправности ГБЦ

7. Как правильно подобрать и заменить ГБЦ?

Головка блока цилиндров автомобиля считается одной из ключевых составляющих движка. Этот элемент влияет на работу других систем мотора. Вместе с поршневым дном головка цилиндрового блока формирует внутреннее пространство камеры сгорания.

Что такое ГБЦ в автомобиле?

Этот узел устанавливается в верхней части цилиндрового блока. От характеристик такого элемента во многом зависят техпараметры двигателя. Головка отвечает за следующие функции:

  • впрыск горючего в КС;

  • охлаждение движка – элемент имеет каналы, по которым проходит охлаждающее вещество;

  • выведение из КС отработанных газов;

  • обеспечение исправной работы ГРМ – в элементе размещаются впускные/выпускные клапаны, а иногда и распредвал с набором шестерен, подшипников;

  • участие в процессе впрыска горючего;

  • смазывание составляющих ГРМ – для этого ГБЦ оборудуется специальными каналами.

Из-за такого большого перечня функций блоки цилиндров двигателя внутреннего сгорания требуют соблюдения жесткого регламента изготовления.

Описание конструкция ГБЦ, назначение узла

Строение головки современных моторов бывает достаточно сложным и разнообразным. Интересующимся, как работает ГБЦ, следует знать, что во всех моделях таких элементов имеются:

  • места под свечи зажигания, форсунки;

  • седла для клапанов, направляющие таких деталей;

  • камера сгорания, рубашка системы охлаждения;

  • монтажная платформа под ГРМ и систему его привода.

От механических повреждений узел защищается специальной крышкой. Она может быть полимерной или металлической, изготовленной методом штамповки. Герметичность стыка частей узла обеспечивается прокладкой.

Крепится головка посредством болтов и шпилек. В зависимо от конструкции движка этот элемент бывает цельным или может состоять из нескольких частей (например, для V-образного ДВС).

Какие бывают виды блоков цилиндров?

Согласно конструкции, ГБЦ делят на следующие категории:

  • общие узлы под размещенные в ряд цилиндры моторов V-образного типа – используются в 2-х, 6-цилиндровых СА;

  • отдельные головки – применяются в восьмицилинровых двигателях;

  • 1 ГБЦ для цилиндра, в том числе ДВС рядного вида.

Встречаются также индивидуальные конструкции узлов. Они устанавливаются в мощных солярочных моторах. Чтобы понять принцип работы ГБЦ, необходимо знать классификацию таких элементов согласно расположению КС:

  1. Камера сгорания находится в головке. Поршни подобных систем отличаются наличием вытеснителя, плоской формой днища.

  2. КС расположена в ГБЦ и поршне (нижнем поршневом отсеке).

  3. Камера находится в поршневом отсеке. Головки такой конструкции обладают плоской нижней поверхностью, пазами под монтаж клапанов.

Интересующимся устройством и назначением блока цилиндров нужно знать, что конструкция ГБЦ также зависит от наличия и вида ГРМ, например:

  1. Отсутствует газораспределительный механизм – такое встречается в 1-цилиндровых бесклапанных 2-тактных или нижнеклапанных многоцилиндровых моторах.

  2. Имеются коромысла, клапаны. Распределительный вал располагается в нижнем отсеке, другие элементы ДВС устанавливаются в верхнюю часть БЦ.

  3. Наличие газораспределительного механизма с полной комплектацией. Все компоненты системы монтируются в верхнюю часть цилиндрового блока.

Конструктивное исполнение ГБЦ зависит от назначения двигателя. Форсированные ДВС и СА, рассчитанные на низкие обороты, требуют установки головок различного строения. Также на выбор конструкции влияют вариант охлаждающей системы ДВС (водяная, воздушная), тип потребляемого горючего (газ, дизель, бензин).

Из каких материалов изготавливают головки?

Эти элементы работают при повышенных температурах, давлении. Внутренние поверхности таких узлов постоянно контактируют с агрессивными веществами. Из-за этого ГБЦ должны состоять из высокопрочных жаростойких материалов, устойчивых к коррозии.

Элементы из сплавов алюминия отличаются малым весом. Такие узлы предназначены для работы при очень высоких показателях давления без риска детонации. Моторы с алюминиевыми ГБЦ отличаются большой мощностью.

Чугунные головки выделяются высокими прочностными параметрами, а также значительной жаростойкостью. Но вместе с этим чугун (легированный или серый) обладает большим удельным весом, что утяжеляет конструкцию двигателя. Зачастую чугунные ГБЦ применяются в тракторах.

Желающим знать, из чего состоит головка цилиндрового блока, нужно помнить, что некоторые производители изготавливают чугунно-алюминиевые модели узлов. К примеру, такое встречается в солярочных СА с воздушной системой охлаждения.

Основание выпускных клапанов и головки таких движков выполняются из чугуна. Затем эти детали заливают сплавом алюминия. Такое строение снижает величину деформации элемента при нагреве-охлаждении. При этом двигатель отличается хорошим теплоотводом.

Где находится ГБЦ?

Чтобы найти этот узел в машине, необходимо поднять капот и снять полимерный кожух движка. Головка расположена над цилиндровым блоком, иногда может быть скрыта за частями навесного оснащения. Элемент занимает большую часть пространства под капотом, потому можно отыскать его без проблем. Иногда встречается вариант расположения 2 ГБЦ по бокам ДВС.

Фиксация элемента, как уже говорилось выше, осуществляется посредством болтов и шпилек. На корпусе узла расположены клапаны, оснащенные пружинными механизмами, а также постель распределительного вала.

Какие признаки поломки ГБЦ?

Зачастую головки приходят в негодность из-за образования трещин. Но конструкционная схема ГБЦ включает множество деталей. Поэтому специалисты также указывают на следующие источники неисправности узла:

  • повреждение клапанов, пружин, компенсаторов;

  • разгерметизацию из-за дефекта прокладки;

  • износ площадок перед распредвалом;

  • выпадение клапанного седла;

  • образование отверстий, через которые в охлаждающую систему попадают отработанные газы.

Трещины на узле можно заварить. Но в случае, когда они располагаются на участке между КС и охлаждающей рубашкой, потребуется замена узла.

Правильный подбор ГБЦ, процедура замены этого элемента

При покупке новой головки желательно выбрать оригинальное устройство от производителя. В противном случае вряд ли удастся установить ее в гаражных условиях. Иногда аналоговые ГБЦ применяют при тюнинге движка. Но это требует наличия соответствующих умений и оборудования.

Менять узел следует вместе с прокладкой и уплотнителями. Использование комплектов этих деталей, бывших в употреблении, недопустимо. Замену следует проводить, строго соблюдая указания в инструкции производителя.